Генеральный план и пзз

Содержание

Генеральный план и его значение: что нужно знать землепользователю и как стоит действовать, если он противоречит его интересам?

Генеральный план и пзз

Генеральный план является одним из документов территориального планирования наряду со схемами территориального планирования. Данный нормативный правовой акт принимается на длительный период времени и определяет функциональные зоны территории.

Генеральный план имеет значение при утверждении правил землепользования и застройки, а также при получении разрешений на строительство.

Более подробно о содержании генерального плана, его соотношении с правилами землепользования и застройки и возможностях по его оспариванию читайте в материале.

Возможность использования правообладателями принадлежащих им участков по своему усмотрению существенным образом ограничена публичным законодательством.

В целях сбалансированного развития территорий (например, для обеспечения того, чтобы рядом с производственными объектами не размещались жилые дома и социальные объекты, а сама застройка имела определенную структуру и подразделялась на зоны) уполномоченные органы определяют назначение территории путем принятия различных нормативных правовых актов в области градостроительства. Генеральный план является одним из основных актов такого планирования.

Понятие и содержание генерального плана

Генеральный план является разновидностью документов территориального планирования (наряду со схемой территориального планирования, утверждаемой на более «высоком» уровне — РФ, регионами и муниципальными районами) (глава 3 ГрК РФ). Он принимается на уровне поселения, городского округа или города федерального значения (п. 3 ст. 63 ГрК РФ) в целях определения назначения территории.

Генеральный план поселений и городских округов может подготавливаться применительно ко всем территориям поселений или городских округов или применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городского округа.

По своей правовой природе генеральный план является нормативным правовым актом (п. 2 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.

2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»), подлежит официальному опубликованию и, как правило, на постоянной основе размещен на сайте уполномоченных органов.

Генеральный план содержит:

  • карту границ населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа или города федерального значения;
  • карту функциональных зон;
  • положение о территориальном планировании;
  • карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа (или объектов регионального значения применительно к городам федерального значения).

Так, применительно к территории поселения, городского округа или города федерального значения на картах в составе генерального плана могут выделяться различные функциональные зоны: жилые, общественно-деловые, производственные, транспортной инфраструктуры, рекреационные и другие.

Положение о территориальном планировании, как правило, содержит описание назначения функциональных зон, предусмотренных картами, и перечень основных мероприятий по территориальному планированию (см., например, Закон Санкт-Петербурга от 22.12.2005 № 728-99 «О Генеральном плане Санкт-Петербурга»).

Также в состав утверждаемой части генерального плана или материалов по его обоснованию включаются карты с отображением особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, зон с особыми условиями использования территорий (например, различных охранных зон, санитарно-защитных зон, водоохранных зон) и иных объектов с «особым» режимом.

Генеральные планы должны утверждаться представительным органом местного самоуправления (законодательными органами государственной власти городов федерального значения) на срок не менее чем двадцать лет, при этом в них могут вноситься изменения без ограничения по периодичности.

Внесение изменений в генеральный план, например изменение функциональной зоны, не создает обязанности для правообладателей существующих объектов привести их в соответствие с новым назначением территории, поскольку в земельном и градостроительном законодательстве содержатся нормы, позволяющие использовать такие объекты без установления срока приведения их в соответствие, если это не создает угрозу жизни и здоровью (по аналогии п. 8 ст. 36 ГрК РФ, п. 4 ст. 85 ЗК РФ).

В более сложной ситуации оказываются лица, которые получили разрешение на строительство исходя из ранее установленного назначения территории, но не успели получить разрешение на ввод в эксплуатацию. Поскольку в соответствии с п. 6 ст.

55 ГрК РФ проверка соответствия объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка (определяется ПЗЗ, которые, в свою очередь, должны соответствовать генеральному плану) осуществляется в соответствии с законодательством на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, изменение функциональной зоны в генеральном плане создает риск отказа в выдаче разрешения на ввод.

Место генерального плана в системе градостроительных документов

Генеральный план принимается на основе и с учетом документов территориального планирования более высокого уровня (схем территориального планирования Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального района, регулирующих, главным образом, вопросы размещения объектов федерального, регионального, местного значения), а также нормативов градостроительного проектирования, различных государственных и муниципальных программ, стратегий развития.

В свою очередь, положения генерального плана конкретизируются в правилах землепользования и застройки поселения, городского округа или города федерального значения (ПЗЗ), в которых определяются территориальные зоны и градостроительные регламенты, а также в проектах планировки территории при их утверждении.

При этом важно учитывать, что по общему правилу подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется (п. 2 ст.

41 ГрК РФ).

Также соответствие проектной документации, в том числе генеральному плану, проверяется при выдаче разрешений на строительство (подп. 2 п. 11 ст. 51 ГрК РФ).

На основе генерального плана и проекта планировки может быть принято решение об изъятии или резервировании участка для муниципальных нужд (государственных нужд применительно к городу федерального значения), создании объектов местного (регионального) значения.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/428303/

Генплан первичен по отношению к ПЗЗ

Генеральный план и пзз

Общество является собственником объекта недвижимости – станции технического обслуживания автомобилей, расположенной на земельном участке, предоставленном обществу в аренду до 2063 года на основании договора с уполномоченным органом муниципального образования (далее – администрация).

Ссылаясь на положения подп. 6 п. 2 ст. 39.3 и п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ, общество обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости.

Администрация сообщила заявителю, что испрашиваемый земельный участок не подлежит предоставлению в частную собственность в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования он относится к зоне зеленых насаждений общего пользования.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа администрации незаконным.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, заявление общества удовлетворено.

Суды исходили из того, что на земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий обществу, фактическое использование земельного участка соответствует виду его разрешенного использования и перечню разрешенных видов использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования, и пришли к выводу об отсутствии основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка на основании ст. 85 ЗК РФ. Суды также приняли во внимание, что решением законодательного органа муниципального образования были внесены изменения в Правила землепользования и застройки, в соответствии с которыми спорный участок расположен в территориальной зоне “коммунально-складская зона”, одним из видов разрешенного использования которой является размещение мастерских, предназначенных для ремонта и обслуживания автомобилей. Изменения в правила были внесены после принятия генерального плана.

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отменила названные судебные акты и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов.

Частью 3 ст. 9, чч. 9, 10 ст. 31, п. 1 ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 34, ч. 15 ст.

35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.

Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования.

Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.

Исходя из изложенного, выводы судов о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования со ссылкой как на правила землепользования и застройки, так и на его фактическое неиспользование по указанному назначению нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.

Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст.

1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.

Судам следовало также проверить, отвечает ли земельный участок, испрашиваемый обществом в целях выкупа, требованиям к земельному участку, необходимому для эксплуатации объекта недвижимости, принадлежащего обществу, в том числе в отношении площади такого участка (ст. 39.20 ЗК РФ).

В том случае, если будет установлено, что испрашиваемый участок всем требованиям не отвечает, необходимо установить, возможно ли образование земельного участка в иных границах и иной площади с соблюдением требований к образуемым или измененным земельным участкам, установленных градостроительным и земельным законодательством, в отношении которого обществом может быть реализовано его право на приобретение земельного участка в собственность.

Источник: https://arbitr-advokatshinev.ru/sudebnaya-praktika/zashchita-prava-sobstvennosti/genplan-pervichen-po-otnosheniyu-k-pzz/

Градостроительная документация и документы, оформляемые на ее основе: ответы юристов о ГПЗУ, ПЗЗ, ПМТ, ППТ, генплану развития Москвы

Генеральный план и пзз

Градостроительная документация представляет собой комплекс документов, которые необходимы для развития и застройки населенного пункта. Она разрабатывается в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и обязательна к соблюдению всеми организациями и частными лицами.

Без глубокого анализа генерального плана развития, правил землепользования и застройки и других документов невозможна разработка исходно-разрешительной документации для строительства или реконструкции объектов.

Иногда, чтобы получить возможность возвести здание, необходимо внести изменения в ПЗЗ или генплан.

Подобные вопросы являются крайне сложными, требуют глубокой и тщательной подготовки, поэтому только юристы с большим опытом могут за них взяться.

В компании RFI consult как раз работают эксперты, многократно решавшие для клиентов вопросы оформления ИРД и внесения изменений в градостроительную документацию.

За более чем двадцать лет работы нам удалось добиться разрешений на строительство для сотен компаний, в том числе в случаях, когда предварительно требовалось внести изменения в генеральный план развития города Москвы или ПЗЗ.

Наши юристы досконально знают законы и процедуры, касающиеся правил застройки и землепользования. Сегодня мы попросили ответить их на ключевые вопросы по градостроительной документации. Начнем беседу с документов, определяющих вид городов и устанавливающих правила застройки.

Генеральный план развития Москвы (Градостроительный план)

Это документ, на основании которого осуществляется градостроительное планирование. В нем прогнозируются показатели развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктуры и других ключевых показателей по каждому району Москвы. Генеральный план развития Москвы является основой для планирования долгосрочной застройки города.

Зачем нужен генеральный план развития Москвы?

Без согласования с этим документом невозможно планирование строительства в пределах Москвы. Этот документ комплексно рассматривает развитие города, включая модернизацию жилищного фонда, транспортной инфраструктуры, неэффективно используемых производственных территорий и т.д.

Можно ли внести изменение в генеральный план?

Да, это возможно, но внесение изменений в генеральный план Москвы — процедура длительная и очень сложная.

Сначала необходимо согласовать проект с федеральным органом исполнительной власти территории, где расположен земельный участок, а также соседними, если имеются общие границы. Затем глава администрации создает комиссию, которая рассматривает проект.

Он публикуется на официальном ресурсе администрации, затем назначаются общественные слушания. После проект передается в районное собрание, которое окончательно утверждает изменения.

Где можно изучить градостроительный план Москвы?

Документ выложен по ссылке: http://gpinfo.mka.mos.ru/kniga_1/

План землепользования и застройки

часть плана землепользования и застройки — карта градостроительного зонирования. На ней установлены территориальные зоны, к которым применяются особые условия использования.

В частности, в отношении участков, предназначенных для капитального строительства, указываются ВРИ и разрешенные для возведения объекты, предельная площадь участков и параметры возводимых сооружений, ограничения в использовании ЗУ.

 Зачем нужен план землепользования и застройки?

ПЗЗ необходим, чтобы решить целый ряд задач. Во-первых, это создание условий для развития поселения без вреда окружающей среде и объектам, представляющим культурную ценность.

Во-вторых, защита интересов физических и юридических лиц, имеющих права на участки и объекты капитального строительства в пределах поселений.

Наконец, план землепользования и застройки позволяет создать условия для привлечения инвестиций, в том числе благодаря возможности выбора видов разрешенного использования ЗУ и ОКС.

Таким образом, без ПЗЗ невозможно упорядочить градостроительную деятельность и использование принадлежащих муниципалитету земель. В этом документе выделяют функциональные зоны, в рамках которых действуют определенные правила. Например, это водоохранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и т.д.

Где можно посмотреть ПЗЗ Москвы?

План землепользования и застройки Москвы выложен на сайте: https://www.mos.ru/mka/documents/pravila-zemlepolzovaniya-i-zastrojki-goroda-moskvy/. Здесь указана общая часть и территориальные планы каждого из административных округов Москвы.

Окончательный ли план землепользования и застройки Москвы?

Нет, в него можно внести изменения. Например, это требуется, если на участке не разрешено капитальное строительство, действуют ограничения по этажности или назначению зданий и т.д.

Чтобы внести изменение в ПЗЗ в Москве, потребуется согласовать их с большим перечнем инстанций, подать пакет документов в Городскую комиссию Москвы по вопросам градостроительства, землепользования и застройки, принять участие в общественных слушаниях, дождаться решения главы муниципалитета.

Без участия юристов с опытом внесения изменений в градостроительную документацию получить положительное решение практически невозможно. 

Генеральный план города и правила землепользования и застройки Москвы являются основополагающими документами, которые необходимо изучить еще до момента начала разработки проекта возведения нового объекта.

Именно на основе градостроительной документации оформляются два ключевых документа, необходимых для получения разрешения на строительство: проект планировки территории и градостроительный план земельного участка.

Проект планировки территории и проект межевания территории

Проект планировки территории (сокращенно — ППТ) разрабатывается одновременно с проектом межевания территории (аббревиатура ПМТ) и принимается в соответствие с Градостроительным кодексом РФ и Генеральным планом Москвы.

ППТ и ПМТ разрабатываются для участков, предназначенных для строительства или проведения других работ с учетом создания структуры на местности. Главной частью ПМТ является карта со специальными топографическими знаками.

ППТ содержит чертежи линейных объектов, объектов инфраструктуры и капитального строительства.

Зачем нужны ППТ и ПМТ?

Как правило, ППТ и ПМТ нет необходимости готовить при точечной застройке. Разработка данных документов требуется при комплексном освоении территории. Речь идет о территориях с большой площадью — например, микрорайонах.

Также проекты планировки и межевания территорий могут потребоваться при застройке районов, имеющих историческую или культурную ценность.

Требовать ППТ и ПМТ могут различные инстанции, контролирующие процесс строительства, например, Москомархитектура, Москомстройинвест и др.

Согласование ППТ и ПМТ

Согласование ППТ и ПМТ производится на слушаниях после проверки проекта квалификационной комиссией. Необходимо, чтобы проекты планировки территории соответствовали градостроительной документации (ПЗЗ, генеральный план и т.д.).

Чтобы начать процесс согласования, необходимо подать в Москомархитектуру и Градостроительно-земельную комиссию Москвы предложения о застройке (архитектурно-функциональную и градостроительную концепцию, инвестиционный проект), получить разрешение на разработку проекта планировки территории, собрать данные для проектирования, разработать ППТ, утвердить его на публичных слушаниях и получить одобрение мэра Москвы, добиться выдачи постановления правительства города. Проекты уже утвержденных ППТ можно посмотреть на сайте: https://data.mos.ru/opendata/1191.

Как много времени занимает разработка и согласование ППТ и ПМТ?

Как правило, с помощью юристов удается утвердить проект планировки территорий за 12-18 месяцев.

Градостроительный план земельного участка

Градостроительный план земельного участка (расшифровка ГПЗУ) представляет собой документ информационного характера, в котором содержится информация о характеристиках, имеющих значение при строительстве.

Это границы земельного участка и минимальные отступы для возведения зданий и сооружений, возможные виды использования земли, требования к назначению и параметрам объекта капитального строительства, сведения об уже возведенных ОКС, информация о технических условиях подключения к инженерным сетям и др.

Зачем нужен ГПЗУ?

Градостроительный план земельного участка необходим во всех случаях, когда вы собираетесь возводить на земле какие-либо строения. Получение ГПЗУ — обязательное условие и для физических, и для юридических лиц для сдачи проектной документации на экспертизу, получения разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Где получают ГПЗУ?

Для участков, расположенных на территории Москвы, выдачей ГПЗУ занимается Москомархитектура. Подать заявление необходимо в электронном виде через сайт мэра Москвы: www.mos.ru.

Какие документы нужны для получения ГПЗУ?

Заявителю необходимо будет заполнить заявление установленного образца на сайте. Потребуется указать сведения обо всех строениях на участке, а также кадастровый номер. Помимо заявления нужны правоустанавливающие документы на землю и строения и документы, подтверждающие полномочия представителя, если владелец земельного участка решает воспользоваться его услугами.

Сроки выдачи и срок действия ГПЗУ

Сроки подготовки Градостроительного плана земельного участка не должны превышать 20 дней с момента подачи заявки.

Срок действия ГПЗУ — 3 года с момента выдачи.

Юристы RFI consult оказывают полный комплекс услуг по юридическому сопровождению строительства, начиная от внесения изменений в градостроительную документацию и заканчивая получением разрешения на строительство и ввод здания в эксплуатацию.

Мы сотрудничаем с ведущими компаниями-застройщиками Москвы: нас ценят за профессионализм, минимальные сроки оформления документов, доступную стоимость работ. Например, цена получения ИРД под ключ начинается от 100 тыс. рублей, а минимальные сроки — 3 месяца.

Доверившись нашим юристам, вы можете быть спокойны за будущее проекта: мы сделаем все возможное, чтобы получить разрешения быстро и беспроблемно.

Запишитесь на консультацию к юристу RFI consult — оцените, как просто и приятно работать с профессионалами! 

Источник: http://uzakonimvse.com/stati/gradostroitelnaya-dokumentatsiya-i-dokumenty-oformlyaemye-na-ee-osnove/

Верховный суд признал, что ПЗЗ должны соответствовать генплану

Генеральный план и пзз

В случае несоответствия — они подлежат отмене, их можно обжаловать в суде

В Обзоре судебной практики Верховного суда № 3 (2018) есть один важный для градозащитников пункт. Да, Обзор не есть нома права, но это документ, отражающий позицию Верховного суда по делам, который Президиум ВС счел важными и включил в обзор. Во многих случая ссылка на решения, отраженные в обзоре, будет для нижестоящих судов очень важным сигналом.

Так вот, Верховный суд указал, что Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану.

В конкретном деле речь шла про муниципальное образование, но это не меняет сути — речь об основополагающих принципах Градостроительного кодекса.

57. Правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования.

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления на карте градостроительного зонирования в границах ряда земельных участков территориальной зоны Ж2 (зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания) и в границах ряда других земельных участков территориальной зоны Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством).

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление удовлетворено.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указанное решение суда первой инстанции оставила без изменения по следующим основаниям.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст. 3 ГрК РФ).

В соответствии с положениями ст.

2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в том числе на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.

Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (п. 3 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст.

9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.

Таким образом, согласно положениям ч. 3 ст. 9, чч. 9 и 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.

При этом результаты публичных слушаний не исключают необходимости соблюдения указанного принципа соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану сельского поселения как основополагающему документу территориального планирования, производным от которого является требование о соответствии территориальных зон функциональным зонам, определенным генеральным планом.

Из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

С учетом изложенного оспариваемое правовое регулирование нарушает требования градостроительного законодательства, поскольку осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные выше земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий.

Ссылка на само дело: Определение № 81-АПГ18-11

Таким образом, если вдруг власть пытается поменять ПЗЗ, при этом изменение такое, что оно противоречит Генеральному плану, то такое изменение можно обжаловать. 

Блог Ивана Ёжикова

  • Верховный суд
  • ВС РФ
  • генплан
  • Москва.
  • ПЗЗ
  • правила землепользования и застройки

Источник: https://red.msk.ru/verxovnyj-sud-priznal-chto-pzz-dolzhny-sootvetstvovat-genplanu/

Установление или изменение градостроительного регламента земельного участка. Генеральный план и ПЗЗ

Генеральный план и пзз

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением или изменением градостроительного регламента участка.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Представительство в уполномоченных органах Представление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

Термином «градостроительный регламент» обозначаются требования к застройке и использованию земельного участка. Соответствие данным требованиям является обязательным условиям для законного осуществления строительства или реконструкции недвижимости.

Таким образом, именно градостроительный регламент и перспективы его изменения определяют экономическую ценность участка. Земля даже в самом выгодном месте, но без возможности строительства становится неликвидным активом.

Несмотря на это, многие инвесторы уже после приобретения участка обнаруживают, что строительство на нём невозможно или существенно затруднено.

Чтобы этого не произошло, необходим анализ существующего градостроительного регламента (а также вхождения в границы зон с особыми условиями использования и т.д.) до начала вложений в приобретение земли или реализацию строительного проекта.

Также во многих случаях целесообразен и анализ возможности изменения градостроительного регламента (градостроительный аудит) – оценка тех пределов в которых, с учетом объективных факторов, есть возможность обеспечить его пересмотр.

В состав сведений градостроительного регламента обязательно должны входить:

  • виды разрешенного использования участка и объектов недвижимости (делятся на основные, условно разрешенные и вспомогательные).
  • максимальный процент застройки участка.
  • максимальная высотность застройки.
  • предельные отступы от границ земельного участка до объектов недвижимости.

Также могут устанавливаться дополнительные требования, такие как предельные размеры земельных участков, специфические требования к определенным видам недвижимости (к примеру – ограничение на площадь торговых объектов в жилых зонах) и т.д.

Градостроительный регламент определяется генеральным планом и правилами землепользования и застройки. А при наличии проекта планировки территории – данным проектом.

Соответственно, если существующий градостроительный регламент не устанавливает владельца земли – необходимо в первую очередь ставить вопрос об изменении правил землепользования и застройки.

Правовой центр ДВА М готов оказать услуги по внесению изменений в правила землепользования и застройки Москвы и Московской области. Мы осуществляем предварительную оценку перспектив изменений, берем на себя сопровождение процедуры, включая как подготовку пакета документов, так и сопровождение рассмотрения вопроса во всех инстанциях, подготовки изменений проектной организаций.

При невозможности или нецелесообразности изменения правил землепользования и застройки необходимо оценить все возможности строительства с учётом их существующей редакции. В том числе в рамках условно разрешённых или вспомогательных видов разрешенного использования, получения разрешения на отклонение от параметров разрешенного строительства.

Также в этой ситуации альтернативой капитальному строительства может стать размещение некапитальных объектов, которые при современных строительных технологиях способны функционально заметить большинство видов нежилых зданий и при этом размещаются в принципиально ином, упрощённом, порядке.

Для целей проектирования и получения разрешения на строительство данные указываются в градостроительном плане земельного участка (ГПЗУ). Именно исходя из градостроительного плана при выдаче разрешения на строительство определяется, соответствует ли спроектированный объект требованиям градостроительного регламента.

В норме ГПЗУ является выпиской из правил землепользования и застройки и иных документов, а его получение носит технический характер.

Самостоятельной проблемой получение ГПЗУ становится при отсутствии утверждённых правил землепользования и застройки, их некорректности или неполноте.

Например, если не указана плотность или высотность застройки соответствующей территориальной зоны, графическая часть ПЗЗ не соответствует текстовой и т.д.

В таком случае получение ГПЗУ с новыми параметрами требует либо представления дополнительных документов и взаимодействия с уполномоченными органами, либо разрешения вопроса о его содержании в судебном порядке.

Территории, для которых градостроительный регламент не устанавливается

Для территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, земель общего пользования (в т.ч. в красных линиях улично-дорожной сети), сельхозугодий и ряда иных земель градостроительный регламент в обычном порядке не устанавливается (например в ПЗЗ Москвы отмечены индексом «Н»).

Для данных территорий виды разрешённого использования и параметры строительства определяются уполномоченным в соответствующей сфере органом.

При этом отсутствие градостроительного регламента само по себе не означает запрет строительства, но строительство должно соответствовать задачам, для которых выделены соответствующие территории.

Также в ряде случав может ставиться вопрос об исключении участков из границ зон, для которых градостроительный регламент не устанавливается.

Генплан

Генеральный план – это исходный документ для разработки правил землепользования и застройки.

Генеральный план принимается на уровне поселения или городского округа (в Москве – единый на всю территорию города) и устанавливает основанные положения развития территории на ближайшую перспективу.

В том числе:

  • границы населённых пунктов.
  • функциональные зоны (жилые, промышленные и т.д.). В том числе территории обновляемой (с изменением назначения или без) или сохраняемой застройки.
  • транспортные магистрали, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Генплан (или Генеральный план) — это основной чертеж объекта, который содержит…

Также генплан может содержать границы зон с особыми условиями использования территории (санитарно-защитные, водоохранные, санитарной охраны источников водоснабжения, зоны объектов культурного наследия и т.д.), в которых запрещено или ограничено строительство. Но в этой части сведения генерального плана являются справочными, поскольку данные зоны устанавливаются иными документами.

Генеральный план является исходным документом для разработки правил землепользования и застройки (что на практике не исключает противоречия данных документов генеральному плану). При этом сам генеральный план не устанавливает предельные параметры строительства, такие как высотность или плотность застройки.

Правила землепользования и застройки

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) являются, с практической точки зрения основным документом, который отвечает на главные вопросы владельца земли – объекты какого назначения, какой площади и высотности можно построить на земельном участке.

Данные правила разрабатываются в отношении поселения (городского округа) либо (редко) в отношении их отдельных частей.

В Москве утверждены правила землепользования и застройки применительно как к старой, так и к новой территориям города.

В Московской области в большинстве муниципалитетов правила землепользования и застройки утверждены в 2015-2018 г. (после передачи полномочий по их разработке на областной уровень с муниципального). Поэтому основная часть действующих в муниципалитетах Московской области ПЗЗ имеют типовой характер, схожие достоинства и недостатки.

При этом ПЗЗ Москвы и типовые ПЗЗ Московской области существенно отличаются по своей структуре и порядку регулирования режима застройки, набору территориальных зон и т.д. Также существенно отличается порядок внесения изменений в ПЗЗ, действующий в Москве и Московской области.

Наиболее значимая часть ПЗЗ – это карта территориальных зон, градостроительные регламенты для каждой из них, а также карты зон с особыми условиями использования территории.

Территориальные зоны устанавливаются в ПЗЗ более детально, чем функциональные зоны в генеральном плане. Как правило, в пределах города или поселения выделяются следующие зоны, допускающие застройку:

  • жилые различных видов (индивидуальной, мало- средне и многоэтажной застройки). В жилых зонах с теми или иными ограничениями допускается размещение объектов торговли, офисов, образовательных и спортивных объектов.
  • общественно-деловые, для размещения объектов торговли, офисов, государственных учреждений и т.д. в различных сочетаниях.
  • промышленные и коммунально-складские различных видов, включая смешанные с общественно-деловыми.
  • специальные для учреждений образования, спорта и т.д., различных объектов инфраструктуры.
  • для садоводства и дачного строительства.

Также выделяются различные территориальные зоны, в которых строительство не допускается: сельскохозяйственные, леса и парки и т.д.

Для каждой территориальной зоны должны устанавливаться перечни видов разрешённого использования (основные, условно разрешенные, вспомогательные) показатели предельного процента застройки и ее высотности (этажности)). Могут устанавливаться отдельные требования к некоторым категориям объектов (например, предельные площади магазинов в жилых зонах).

В то же время в Москве большая часть застроенной территории города отнесена к зоне сохраняемого землепользования использования (индекс Ф), для которой градостроительный регламент устанавливается по существующему положению.

Также ПЗЗ устанавливает границы зон, в которых осуществляются мероприятия по комплексному устойчивому развитию территории (КУРТ)  и параметры разрешенного строительства в таких зонах.

Сведения о зонах с особыми условиями использования территории в ПЗЗ, как и в генеральном плане, отображают обобщённое содержание различных документов, которыми такие зоны устанавливаются. В ПЗЗ данные сведения носят справочный характер.

Аналогично, правила землепользования и застройки воспроизводят положения документов более высокого уровня о расположении планируемых транспортных магистралей, других линейных и иных объектов федерального, регионального и районного значения.

Таким образом, при наличии в муниципальном образовании корректно составленных правил землепользования и застройки они содержат исчерпывающие сведения для заполнения ГПЗУ.

В то же время, далеко не всегда данные правила составлены надлежащим образом.

В частности, может иметь место:

  • неполнота сведений ПЗЗ (отсутствуют часть или все обязательные параметры разрешённого строительства для всей или части территории, графическая часть противоречит текстовой и т.д.).
  • необоснованное ущемление прав владельцев земли при том, что ПЗЗ соответствуют формальным требованиям. Например, могут быть установлены нулевые или минимальные параметры по площади и/или высотности объектов, узкий перечень видов разрешенного использования т.д. для участков, градостроительная ситуация вокруг которых объективно не требует таких ограничений. Либо виды разрешенного использования в ПЗЗ могут не соответствовать фактически сложившемуся использованию территории.

Для Москвы отдельной проблемой является отражение в ПЗЗ сведений выданных до их принятия ГПЗУ.

В связи с чем актуальны задачи:

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/generalnyy-plan-i-pzz

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.