Инструкция нормативный акт

Содержание

Локальный нормативный акт – Скачать образец и бланк 2021 года

Инструкция нормативный акт

Самостоятельное определение норм труда для конкретной организации может принимать любой работодатель. По сути, это внутренние правила фирмы, которые прописаны в нормативных актах.

Форма и виды локальных нормативных актов

Правила, действующие внутри компании, могут относиться к таким актам. Также это могут быть положения и различные инструкции. Они определяют распорядок, действующий в пределах одной фирмы или конкретного подразделения. Сюда относятся штатное расписание, инструкция по охране труда и многое другое. Существует два основных вида актов:

  1. Обязательные. Оформление этих документов предусмотрено ТК. Обязательными считаются акты, которые регулируют порядок обработки личной информации, осуществление выплат, правила охраны труда, инструкции по пожарной безопасности.
  2. Необязательные. Название данных документов говорит само за себя. Т.е., закон не выдвигает обязательное требование составлять такие акты. Обычно фирма самостоятельно определяет, нужно ли оформлять документ. К таким ЛНА относятся медицинское страхование, должностные инструкции и др.

Файлы для скачивания:

  • Образец
  • Бланк
  • Бланк графика отпусков

Что такое локальные нормативные акты организации

В ТК указано, работодатель может составлять подобные документы, опираясь на правила соответствующего законодательства. Стоит отметить, нередко ЛНА составляются для неоднократного использования. Также они применяются, как для отдельной группы работников, так и для абсолютно всех сотрудников.

Локальные нормативные акты позволяют максимально точно определить специфику работы на конкретной должности и у определенной организации. С помощью таких документов достаточно большое количество процессов в компании унифицируются и доводятся до автоматизма.

При этом необходимо знать, закон запрещает, наличие разногласий в составляемых актах и законодательстве. Особенно это касается тех случаев, когда положение работников ухудшается. К примеру, распорядок, принятый внутри компании, предусматривает удлиненные отпуска для некоторых сотрудников.

Но невозможно, чтобы его длительность была короче отпуска, который предусмотрен законом.

(: “Что такое локальный нормативный акт организации?”)

Также необходимо знать, ознакомиться с актами под роспись должен каждый сотрудник. Сбор этих подписей является прямой обязанностью работодателя. Если со стороны сотрудника выявлены нарушения таких правил, ему грозит дисциплинарное наказание. При выявлении нарушения со стороны работодателя, предусматривается административная ответственность.

Что относится к локальным нормативным актам

ТК регулирует далеко не все вопросы в жизни компании, а именно, отношение ее с сотрудниками. Напрямую это не регулируется ни министерскими приказами, ни законами, принятыми на федеральном уровне.

В таких ситуациях работодателю дается право самостоятельно составлять правила и нормы внутреннего распорядка. Это и есть акты, определяющие обязанности для работников. Естественно, сотрудники должны соблюдать установленные правила.

Также имеются ситуации, когда компании просто необходимо составлять ЛНА.

Бывают случаи, при которых сложно точно определить, является ли это ЛНА, или же это какой-то другой документ. Нужно помнить, В ЛНА указываются нормы трудового права. Именно такое определение дает возможность понять, что это именно правила, принятые внутри компании.

По сути, ЛНА, изданный работодателем, является внутренним документом. В нем отображаются права и обязанности сотрудников. Если отношения между компанией и работниками напрямую регулируются Трудовым кодексом, ЛНА не может на них влиять.

Также из отличий можно выделить тот факт, что приказы руководителя являются одноразовыми, к примеру, приказ о переводе, увольнении. В отличие от таких приказов, ЛНА применяются много раз. Например, классическим примером ЛНА являются приказы о выписывании премий или командировок.

К конкретному сотруднику они могут применяться неоднократно.

Как уже было сказано, ЛНА, по сравнению с ТК, имеет меньшую силу. Это означает, нельзя, чтобы внутренние правила нарушали законы, которые были приняты государственными или местными властями. ЛНК обладает такой же юридической силой, как и трудовой договор. При этом «сильнее» является документ, который раньше принят и подписан.

Обязательные локальные нормативные акты организации в 2021 году

особенность и сложность кадровой документации состоит в том, что закон не определяет четкого перечня обязательных ЛНА. Однако некоторые из них принято считать условно обязательными. Именно о них говорится в Трудовом кодексе. Эти акты часто проверяются надзорными службами.

Бывают ситуации, когда на определение важности актов влияет специфика деятельности организации. Нередко работа требует от сотрудников специального медицинского осмотра, или есть необходимость хранения коммерческой тайны. К наиболее популярным ЛНА относятся:

  • Внутренний распорядок;
  • Положение о коммерческих тайнах;
  • Должностные инструкции;
  • Положение о предоставлении премий, заработной платы, различных выплат;
  • Правила обработки информации о работниках;
  • Положение об охране труда;
  • Штатное расписание;
  • Графики отпусков;
  • Инструкции по пожарной и электрической безопасности.

По усмотрению самого работодателя список разрешает дополнять неограниченным количеством пунктов.

Как правильно составить акт

Законодательство не выдвигает строгих правил, как именно нужно заполнять данный документ. Здесь большую роль играет его содержание в конкретной ситуации.

Однако это вовсе не означает, что нет необходимости придерживаться определенных правил. Так, работодателям следует обращать внимание на рекомендации по заполнению распорядительных документов.

Сюда необходимо внести следующую информацию:

  • полное название фирмы;
  • наименование документа;
  • номер и дата составления;
  • документ, подтверждающий, что вышестоящие органы, если они имеются, одобрили ЛНА;
  • при наличии приложений о них делается соответствующая отметка;
  • подпись управленца;
  • дата, когда именно начинается действие акта.

Составленный документ предоставляется работникам для ознакомления под роспись. В ТК указано, что этим должен заниматься именно работодатель. Ознакомление также является отдельным действием.

Здесь имеется три варианта:

  1. Создание отдельного журнала.
  2. К каждому акту прилагается лист ознакомления.
  3. Акт прилагается к трудовому договору. Подписывая его, работники знакомятся и с актом.

Правильное оформление нормативных документов позволяет работодателю избежать конфликтных ситуаций с работниками, не желающими соблюдать правила организации. Именно грамотное составление акта влияет на скорость и простоту решения конфликтных ситуаций.

Общие требования к локальным нормативным актам организации

При составлении ЛНА необходимо придерживаться правил заполнения документов такого рода. Обычно работодатель самостоятельно составляет акт. В некоторых ситуациях он делает это по указанию вышестоящего органа.

Как уже сказано, запрещено этим актом ухудшать условия работы и отдыха. Каждого сотрудника следует ознакомить с ЛНА.

В качестве подтверждении, что информация доведена до адресата, сотрудники расписываются в ознакомительном листе.

Оформление локального нормативного акта

Конечно, внесенная информация является достаточно важной. Однако внимание стоит обращать и на форму составления. Как правило, для этого используется стандартная форма заполнения распорядительных документов: положений, порядков, инструкций. Здесь уже имеются графы, нуждающиеся в заполнении соответствующей информацией.

Структура и содержание

В «шапке» отмечаются коды компании. Далее вписывается информация о фирме. Не забудьте проставить дату и место составления документа, его полное название. Ниже идет основное «тело» документа.

Здесь отмечаются различные трудовые процессы, утвержденные работодателем. Также ЛНА включает в себя обязанности и права каждой стороны. Если возникает необходимость, следует отметить конкретную дату, когда именно документ становится действительным.

Заполненный акт управленец заверяет своей подписью.

Порядок принятия локальных документов

Оформление ЛНА условно делится на несколько этапов. Так, сначала акт разрабатывается. Затем директор фирмы утверждает его и вводит документ в действией. Также отдельным ЛНА может определяться четкий порядок введения такого акта.

После подписания работодателем документ начинает действовать. Кроме этого, здесь можно отметить конкретную дату, с наступлением которой начинается действие документа.

Чтобы документ был принят, работодатель должен лично его подписать. Также имеется возможность издать соответствующий приказ, которым работодатель утвердит принятие ЛНА.

В данном приказе указывается подробная информация об утвержденном акте.

Ознакомление работников с локальными нормативными актами

Ознакомление с актом позволяет работнику иметь четкое представление о том, в каких условиях, и по каким правилам предстоит работать. Здесь отмечаются гарантии, обещанные работодателем.

Кроме этого, сотрудники будут знать свои обязанности и полномочия. Они будут знать, каких внутренних правил придется придерживаться. Подтверждением факта ознакомления является роспись в соответствующем листке.

Если возникнут какие-то спорные моменты, данный лист сможет подтвердить правоту одной из сторон.

Не имеет значения, по какой причине кто-то из сотрудников не подписал ознакомительный лист. Это является грубым нарушением. Проставлять подписи вместо работников также категорически запрещено.

Командировка, отпуск или другие причины отсутствия сотрудника на рабочем месте не освобождают его от необходимости подписать ознакомительный листы. Работодатель должен ознакомить сотрудника в первые рабочие дни.

Нужно понимать, если сотрудник не подпишет документ, работодатель не сможет наказать его за нарушение внутренних правил. Ведь юридически, отсутствие подписи позволяет сотруднику утверждать, что с этими правилами он не был ознакомлен.

Лист ознакомления с локальными нормативными актами образец

Создается специальный документ – ознакомительный лист. Здесь отмечается факт ознакомления. Подписывая его, сотрудник подтверждает, что знает внутренние правила компании и обязуется их выполнять. Документ обычно составляется в виде таблицы.

В различных ситуациях она может иметь разный вид. Например, здесь может указываться одновременно неограниченное количество ЛНА. Напротив них сотрудник проставляет свои подписи.

В листе можно указать один акт, напротив которого имеются строки, для проставления подписей всех сотрудников.

Приказ об утверждении локальных нормативных актов образец

Чтобы принять ЛНА, работодатель издает необходимый приказ. Когда возникает необходимость принять сразу несколько актов, все их можно указать в одном распоряжении. Для приказа не используется унифицированная форма, поэтому оформлением данного документа работодатель занимается по своему усмотрению.

Скачать образец и бланк

  • Образец
  • Бланк
  • Бланк графика отпусков

Источник: https://aktinfo.com/lokalnyj-normativnyj-akt-obrazets-blank/

Охрана труда в организации. Локальные нормативные акты

Инструкция нормативный акт

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) вводит такое понятие, как «локальные нормативные акты организации, содержащие нормы трудового права».

Согласно ст.

№ 8 и № 22 Трудового Кодекса РФ работодатель (исключение составляют работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями) имеет право на принятие локальных нормативных актов, которые могут содержать нормы трудового права, но только в пределах своей компетенции и в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами (НПА), коллективным договором и иными соглашениями.

Необходимо, чтобы локальные нормативные акты (ЛНА) отвечали следующим принципам:

  • не противоречили федеральным законам и иным НПА РФ и ее субъектов;
  • не содержали норм, которые могут ухудшить положение работников по сравнению с законодательством о труде и его охране;
  • должны действовать в пределах только данной организации.

Работодатель должен сам соблюдать локальные нормативные акты и, одновременно с этим, знакомить работников под роспись с принимаемыми ЛНА, непосредственно связанными с трудовой деятельностью данных сотрудников.

В случаях, которые предусмотрены Трудовым Кодексом РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором и иными соглашениями, работодатель, принимая локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, обязан запрашивать мнение представительного органа работников, если он существует в данной организации.

Локальные нормативные акты, ухудшающие положение сотрудников организации по сравнению с трудовым законодательством и другими нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями или теми, которые были приняты без соблюдения предусмотренного ст. № 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, считаются недействительными. В этом случае должны вступать в действие законы или иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор или соглашение.

Представители сотрудников в организации – профсоюзы или другие представители, которые избираются работниками данной организации. При отсутствии на предприятии первичной профсоюзной организации или при наличии профсоюза, объединяющего менее половины сотрудников, на общем собрании они могут поручить представление своих интересов упомянутому профсоюзу или иному представителю.

Если постоянно действующий представительный орган работников не был сформирован, и сотрудники не могут воспользоваться своим правом выбора представителей, то работодатель имеет право принять локальные нормативные акты в единоличном порядке.

Локальные нормативные акты могут иметь срок действия, например, должностные инструкции и иные подобные акты, а могут быть и бессрочными как, например приказы о распределении обязанностей.

Перечень локальных нормативных актов

В каждой организации необходимо иметь комплект локальных нормативных актов, соответствующих профилю ее деятельности. Эти ЛНА разрабатываются в данной организации на основе действующих нормативно-правовых документов Российской Федерации.

Организация должна иметь следующие локальные нормативные акты с нормами трудового права:

  • штатное расписание;
  • должностные инструкции;
  • приказы \ распоряжения, которые имеют нормативное содержание;
  • положение о персонале организации;
  • положение о порядке ведения коллективных переговоров в организации;
  • положение о комиссии по трудовым спорам;
  • правила, регулирующие внутренний трудовой распорядок;
  • графики сменности;
  • положение по оплате труда \ стимулирующих выплатах;
  • акты по нормам труда;
  • акты о разделении дня на части;
  • акты, которые устанавливают продолжительность вахты \ дежурства и режим труда и отдыха;
  • очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков сотрудникам.

А также локальные нормативные акты, которые включают требования по охране труда:

  • приказы, распоряжения о распределении обязанностей;
  • стандарты организаций и предприятий;
  • положение по организации работ в области охране труда;
  • положение по системе управления охраной труда;
  • приказ о создании комитета или комиссии по охране труда;
  • положение об обучении и проверке знаний по охране труда;
  • перечень профессий и работ с повышенными требованиями по ОТ;
  • перечень мест производств и видов работ, требующих наряда- допуска;
  • технологические регламенты в области охрану труда;
  • перечень категорий работников, подлежащих медицинскому осмотру;
  • перечни тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда с запретом (ограничением) применения труда лиц моложе 18 лет или женщин;
  • инструкции по охране труда для сотрудников при обслуживании оборудования или производстве работ.

Штатное расписание

Данное расписание применяется при оформлении структуры, штатного состава и численности в организации в соответствии с ее Уставом \ Положением. Оно должно содержать список структурных подразделений и должностей, сведения о количестве штатных единиц и должностных окладах, надбавках и месячном фонде зарплаты.

Штатное расписание необходимо составлять согласно форме № Т-3 в соответствии с постановлением №1 Госкомстата РФ от 05.01.2004 г. Расписание утверждается приказом \ распоряжением руководителя организации (предприятия) или уполномоченного им лица.

Изменения в него вносятся также в соответствии с приказом или распоряжением руководителя организации или уполномоченного им представителя.

Правила внутреннего трудового распорядка

Согласно ст.

№ 189 Трудового Кодекса РФ распорядок организации регулируется правилами внутреннего трудового распорядка, часто являющимися приложением к коллективному договору.

Правила внутреннего трудового распорядка состоят из 10-ти разделов:

1. Общие положения.2. Порядок приема сотрудников на работу.3. Основные обязанности работников организации.4. Основные права работников организации.5. Основные права \ обязанности работодателя.6.

Режим рабочего времени в организации.7. Время отдыха.8. Меры морального или материального поощрения.9. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины на предприятии.

10.

Заключительные положения внутреннего трудового распорядка.

Должностные инструкции

Должностная инструкция – один из основных локальных документов, которым необходимо руководствоваться аттестационной комиссии при решении вопросов, касающихся соответствия руководителя \ специалиста занимаемой им должности.

Стоит отметить, что наличие грамотно составленных должностных инструкций в полной мере обеспечивает рациональное разделение труда среди сотрудников и должностных лиц, при этом способствуя укреплению трудовой (технологической) дисциплины, снижая вероятность возникновения конфликтных ситуаций между работниками и работодателем.

НПА, регламентирующие содержание должностных инструкций

К ним можно отнести:

Источник: https://mv-spec.ru/ohrana-truda-v-organizatsii-lokalnye-normativnye-akty/

Нормативная база современного делопроизводства

Инструкция нормативный акт

Из статьи вы узнаете о базовых документах современного делопроизводства, которыми необходимо руководствоваться при разработке основного документа, устанавливающего требования к документам и технологиям их обработки, – инструкции по делопроизводству.

ЧТО ТАКОЕ ИНСТРУКЦИЯ ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ?

Организация работы с документами на протяжении их жизненного цикла регулируют нормы и правила, которые устанавливают, во-первых, законодательство в сфере информации и документации, во-вторых, – локальные нормативные акты (далее – ЛНА) организации, которые разрабатывают в соответствии с действующим законодательством.

Наряду с инструкцией по делопроизводству в организациях могут разрабатывать и иные нормативные документы по делопроизводству: правила, положения, регламенты, порядки, которые регулируют работу с отдельными видами или комплексами документов (например, положение о внутренних нормативных документах организации, положение о ведении договорной работы и т.д.). Также разрабатывают ЛНА, которые регламентируют административные или бизнес-процессы (например, регламент контроля исполнения документов (поручений)). Кроме этого, работа в системе электронного документооборота (далее – СЭД) происходит в соответствии с инструкциями, которые разрабатывают поставщики программного обеспечения.

ДОКУМЕНТЫ В СОВРЕМЕННОМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ

В целях исключения рисков, связанных с несоблюдением действующего законодательства в сфере информации, документации и архивного дела, инструкцию по делопроизводству следует разрабатывать на основании современных нормативных документов сферы делопроизводства (Схема 1).

Опишем назначение и содержание этих документов, чтобы определить, как они помогут в разработке инструкции по делопроизводству.

НПА ПО ДЕЛОПРОИЗВОДСТВУ

Основными НПА по делопроизводству, прямо предназначенными для разработки инструкций по делопроизводству, являются Примерная инструкция по делопроизводству и Правила делопроизводства 2019. Рассмотрим их подробнее.

Примерная инструкция по делопроизводству

Согласно п. 1.3 Примерной инструкции по делопроизводству, в этом документе установлены требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в делопроизводстве государственных организаций.

Понятие «государственная организация» в российском законодательстве не определено. На практике так называют организации различных организационно-правовых форм, основной признак которых – государственная собственность на имущество организации.

В Схеме 2 приведем классификацию государственных организаций.

Примерная инструкция по делопроизводству разработана в целях совершенствования делопроизводства и повышения эффективности работы с документами независимо от вида носителя (бумажного и электронного). Во всех разделах этого НПА отмечены особенности работы с документами в условиях СЭД.

Примерная инструкция по делопроизводству охватывает весь жизненный цикл документа в делопроизводстве: от подготовки проектов документов, включения их в документооборот организации и до систематизации документов в пределах документального фонда и организации их отбора для передачи в архив организации.

Примерная инструкция по делопроизводству устанавливает, что на ее основе в организации разрабатывают индивидуальную инструкцию по делопроизводству, утверждаемую руководителем.

Отмечено, что в целях организации работы с документами в филиалах организации и обособленных структурных подразделениях могут быть введены инструкции по организации работы с документами, дополняющие индивидуальную инструкцию по делопроизводству организации, но не противоречащие ей.

Примерная инструкция по делопроизводству рассматривает делопроизводство как деятельность, в которую входит:

  • документирование деятельности;
  • организация документооборота;
  • формирование документального фонда организации (систематизация документов и организация их текущего хранения);
  • организация доступа к документам и их использования.

Нормы, регулирующие порядок доступа к документам в целях их использования, изложены в разделе IX Примерной инструкции по делопроизводству. Они включают:

  • порядок выдачи документов для использования работникам организации;
  • предоставление документов по запросам органов власти и организаций (судебных, правоохранительных, органов государственного контроля и надзора);
  • порядок изъятия (выемки) документов (на основании письменного распоряжения (постановления) соответствующего органа власти).

В приложения Примерной инструкции по делопроизводству входят:

  • образцы бланков документов;
  • образцы оформления отдельных видов документов (приказ, распоряжение, протокол, докладная и служебная записки, деловое письмо и т.д.);
  • примерные перечни утверждаемых документов;
  • примерные перечни документов, заверяемых печатью организации;
  • примерные перечни нерегистрируемых документов.

Правила делопроизводства 2019

Правила делопроизводства 2019 разработаны в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» взамен Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти.

Сфера действия нового НПА в сравнении со сферой действия старого расширилась. Теперь положения документа распространяются на федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, органы государственной власти и иные государственные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Мы уже комментировали первые разделы Правил делопроизводства 2019. В 2020 году мы продолжим рассматривать этот документ.

НПА ПО АРХИВНОМУ ДЕЛУ

Основными НПА в сфере архивного дела и делопроизводства являются Правила 2015, Перечень 2007, Перечень 2010 и Примерное положение об ЭК. Рассмотрим их подробнее.

Правила 2015

На основании положений этого НПА организуют хранение документов в архивах организаций. Правила 2015 предназначены для государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, создающих архивы в целях хранения архивных документов, образовавшихся в процессе их деятельности.

Правила 2015 закрепляют понятие документального фонда как совокупности документов, образовавшихся в деятельности организации.

В документе отмечено особое значение номенклатуры дел организации: чтобы создать документальный фонд, следует составить номенклатуру дел, сформировать и оформить дела на основе законодательных и нормативных правовых актов России, перечней типовых архивных документов с указанием сроков их хранения.

Правила 2015 также используют при разработке инструкции по делопроизводству организации. Именно этот документ содержит основные положения о номенклатуре дел организации и форму этого документа, а также формы других документов, создаваемых при подготовке дел к передаче в архив организации (описи дел, акты о выделении документов к уничтожению).

Перечень 2007, Перечень 2010 и Перечень 2019

Перечень 2007 устанавливает сроки хранения в зависимости от того, в деятельности какой организации они подлежат хранению. Сроки хранения документов дифференцированы по четырем звеньям (группам) организаций, исходя из установившегося порядка документирования научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности:

  • в первом звене представлены организации, утверждающие или согласовывающие документы;
  • во втором звене – организации – разработчики (авторы) документов, функциями которых является проведение научно-исследовательских, научно-технических, геолого-геодезических, производственно-технических, учетно-технических и учетно-регистрационных работ, разработка программных комплексов, проектов строительства объектов недвижимости, автоматизированных систем, земле- и лесоустроительных работ, выполнение экспертных, надзорных и контрольных функций в научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности;
  • в третьем звене – организации-заказчики;
  • в четвертом звене – эксплуатационные и иные хозяйствующие организации.

Если Перечень 2007 используют далеко не все организации, а лишь те, в деятельности которых образуются включенные в перечень научно-технические и производственные документы, то Перечень 2010 используют фактически все. Исключения составляют лишь те организации, которые используют так называемые ведомственные перечни документов, которые включают не только ведомственную (отраслевую) документацию, но и типовую управленческую документацию.

Перечень 2010 включает документы, образующиеся при документировании однотипных (общих для всех) управленческих функций, выполняемых организациями независимо от их функционально-целевого назначения, характера деятельности и формы собственности. Перечень 2010 предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе документов на хранение и уничтожение типовых управленческих документов.

Перечень 2019, как и Перечень 2010, построен по функциональному принципу и включает разделы, отражающие основные направления деятельности организаций. Однако состав архивных документов в новом НПА значительно изменился.

В делопроизводстве перечни документов со сроками хранения используют при составлении номенклатуры дел организации, при определении сроков хранения документов, а также при проведении экспертизы ценности документов при подготовке документов для передачи в архив организации.

Примерное положение об ЭК

Документ служит нормативной основой для формирования экспертной комиссии организации и разработки положения о ней.

Экспертная комиссия (далее – ЭК) – это совещательный орган, он организовывает и проводит экспертизу ценности документов, образующихся в деятельности организации.

Примерное положение об ЭК определяет порядок формирования ЭК, ее задачи, функции, права, порядок проведения заседаний и принятия решений.

ЭК создают в каждой организации.

Без согласования с ЭК невозможно утвердить номенклатуру дел организации, описи дел, передаваемых в архив организации (описи дел постоянного хранения, дел по личному составу, дел временных (свыше 10 лет) сроков хранения), а также акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, акты об утрате документов. ЭК рассматривает предложения об определении сроков хранения документов, не предусмотренных перечнями, а также об изменении сроков хранения отдельных категорий документов, установленных перечнями.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ

Правовые основы стандартизации в России, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, определены Федеральным законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 162-ФЗ).

Национальные стандарты в сфере делопроизводства разделяют на три группы: терминологические, оформления документов, управления документами (см. Схему 1).

Отметим, что в третью группу входят национальные стандарты, идентичные международным стандартам, которые разработаны подкомитетом № 11 «Управление архивами (документами)», действующим в структуре технического комитета № 46 Международной организации по стандартизации – International Organization for Standardization.

Аббревиатура этой организации включена в названия международных стандартов. Именно поэтому в названии наших национальных стандартов, которые идентичны международным, присутствует транслитерированная аббревиатура – ИСО.

ГОСТ Р

Источник: https://www.profiz.ru/sr/2_2020/normativnaja_baza/

Локальный нормативный акт организации

Инструкция нормативный акт

Локальный нормативный акт организации – это документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

К основным общим требованиям можно отнести следующие требования:

  • локальный нормативный акт принимается работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников в случаях, установленных Трудовым кодексом;
  • нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;
  • локальные нормативные акты должны быть доведены до сведения работника под роспись;
  • локальные нормативные акты носят обязательный характер. За неисполнение их положений работника можно привлечь к дисциплинарной ответственности, а работодателя – к административной.

Форма и виды локальных нормативных актов

Наиболее распространенные формы таких актов – положение, правила и инструкция.

Локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п.

К локальным нормативным актам относятся также штатное расписание и график отпусков.

Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.

Локальные нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • обязательные – состав таких актов определен трудовым законодательством. К обязательным, в частности, относятся:
  • документ, устанавливающий порядок обработки и защиты персональных данных, например, Положение о персональных данных;
  • документ, устанавливающий систему оплаты труда, например, Положение об оплате труда;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и инструкции по охране труда;
  • документ, определяющий порядок аттестации.
  • необязательные – такие документы прямо не предусмотрены трудовым законодательством, работодатель принимает их по своему усмотрению. К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.

При оформлении локального нормативного акта используется бланк, который включает в себя:

  • наименование организации. Указывается оно в строгом соответствии с учредительными документами, включая полное и сокращенное наименование, в том числе на иностранном языке;
  • наименование вида документа. Указывается после наименования организации прописными буквами (ПОЛОЖЕНИЕ, ИНСТРУКЦИЯ и т. д.);
  • дату регистрации (утверждения) и регистрационный номер документа;
  • место составления документа.

Страницы документа нумеруют со второй страницы.

Номера страниц проставляют посередине верхнего поля листа.

Структура и содержание локальных нормативных актов

Структура и содержание локальных нормативных актов зависят от круга вопросов, в отношении которых необходимо принятие таких актов.

Условно структуру локальных нормативных актов можно разделить на следующие части:

  • общие положения: перечень регулируемых вопросов; нормативные правовые акты, в соответствии с которыми локальный нормативный акт принимается; подразделения или категории работников, подпадающие под его действие;
  • основная часть: права и обязанности работника и работодателя; процедуры, не определенные законодательством; порядок взаимодействия структурных подразделений в зависимости от специфики локального нормативного акта; действия сторон, сроки, ответственность и пр.
  • заключительные положения: время вступления локального нормативного акта в силу, порядок внесения изменений и дополнений, а также его отмены, перечень локальных нормативных актов или отдельных положений, прекращающих действие в связи с принятием нового акта.

Локальные нормативные акты могут содержать приложения, касающиеся вопросов, отраженных в этих актах. В этом случае делается отметка о наличии приложения.

Порядок принятия локальных актов

Создание каждого локального нормативного акта проходит несколько этапов: разработка, согласование, утверждение, введение в действие. Данный порядок может быть, в свою очередь, установлен локальным актом, например положением о порядке принятия локальных нормативных актов организации.

Принятие локальных нормативных актов

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем или со дня, указанного в этом документе.

Работодатель может принять локальные нормативные акты следующими способами:

  • утвердить;
  • издать приказ (распоряжение) об утверждении локального нормативного акта.

Утверждая локальный нормативный акт, работодатель должен поставить подпись в реквизите “Гриф утверждения документа”.

Если локальный нормативный акт принимается путем издания приказа (распоряжения), то в приказе об утверждении локального нормативного акта необходимо отразить:

  • дату введения его в действие;
  • указание об ознакомлении работников с локальным нормативным актом и сроки для этого;
  • фамилии и должности лиц, ответственных за соблюдение локального нормативного акта;
  • другие условия.

Идеальный документ: локальный нормативный акт

Инструкция нормативный акт

Локальное нормотворчество – ответственный и сложный «фронт» работы.

Организация деятельности по принятию локального нормативного акта заключается в том, чтобы грамотно распределить обязанности между сотрудниками: одни специалисты станут авторами документа, другие проверят его на соответствие правовым нормам, третьи правильно оформят, ну а руководителю останется только все проверить и утвердить.

Внутренние документы регулируют самые разные сферы деятельности, а значит, за их разработку и оформление могут отвечать различные подразделения, в т.ч. и кадровая служба. Воспользовавшись нашими советами о том, как составить идеальный локальный нормативный акт, вы будете готовы к любому, даже самому сложному заданию руководства.

Локальные нормативные акты, конкретизируя нормы трудового законодательства применительно к особенностям отдельного работодателя, создают организационно-правовую базу для индивидуального подхода к каждому работнику.

КОГДА СОЗДАЕТСЯ ЛОКАЛЬНЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ?

Трудовое законодательство предусматривает перечень локальных нормативных актов, обязательных для каждой организации. Кроме того, работодатель имеет право принимать локальные нормативные акты, не предусмотренные ТК РФ, но необходимые ему для регулирования трудовых отношений (ч. 1 ст. 22 ТК РФ).

В Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) ОК-011-93 (утв. постановлением Госстандарта России от 30.12.

1993 № 299), представляющем собой перечень документов, разрешенных к применению в деятельности любой организации, документы, относимые ТК РФ к локальным нормативным актам, включены в класс 0200000 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации», подраздел 02520005 (табл. 1).

Таблица 1 Извлечение из ОК-011-23

Код КЧ Наименование формы
025200 5 Документация по организационно-нормативному регулированию деятельности организации, предприятия
0252051 9 Должностная инструкция
0252111 1 Положение о структурном подразделении
0252131 2 Правила внутреннего трудового распорядка
0252211 6 Структура и штатная численность
0252251 8 Штатное расписание

При подготовке локальных нормативных актов необходимо учитывать, что работники, ответственные за подготовку проектов локальных нормативных актов, определяются работодателем.

Специалисты кадровой службы, как правило:

  • подготавливают проекты правил внутреннего трудового распорядка, положений о персональных данных работников, об аттестации работников, о повышении квалификации работников, об адаптации работников, о кадровой службе, должностных инструкций работников кадровой службы, графика отпусков;
  • участвуют в разработке штатного расписания, положения об оплате труда, графиков сменности и гибких графиков работы и др.

ФОРМА ЛОКАЛЬНОГО НОРМАТИВНОГО АКТА

При подготовке проекта локального нормативного акта составляется содержательная часть документа и определяется порядок его оформления с учетом наличия или отсутствия унифицированной формы документа, утвержденной соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Следует отметить, что большинство локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, оформляются с использованием форм, имеющих рекомендательный характер.

Штатное расписание и график отпусков имеют унифицированные формы, входящие в состав Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (соответственно формы № Т-3 и № Т-7).

Словарь кадровика
Локальные нормативные акты – это акты, содержащие нормы трудового права и принимаемые работодателями (за исключение работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Как известно, график отпусков на следующий календарный год утверждается ежегодно. В нашей организации довольно часто меняется и штатное расписание. Получается, что мы, отдел кадров, работаем с этими документами практически постоянно. Обязательны ли для применения унифицированные формы графика и штатного расписания? Можно ли обойтись без них, а разработать собственные формы?

Альбом форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты был разработан НИПИ статистической информации Госкомстата России во исполнение постановления Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 «О первичных учетных документах». Унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров распространяются на организации независимо

Источник: https://www.ippnou.ru/print/010235/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.